- 27 Aprel 10:01
E-huquq.az представляет интервью профессора права, бизнесмена Ильхама Рагимова онлайн газете “Yeni Musavat”.
- Бузусловно, вы очень информированный человек. Так выхадит, что даже и вы не знали, что азербайджанская армия пойдет в Шушу ... Можем ли мы принять это так, из тех слов, что вы сказали?
- Нет, я этого не говорил. Нет, я этого не говорил. Моя старшая дочь Сабина с большой радостью и умилением встретила о новость об омвобождении каждого села и поселка. Он даже шутя говорила мне: «Отец, ты очень спокойно реагируешь на эти победы». Она была права – по сранению с ней я был вел себя сдержанно.
Но Шуша для нас совсем другое дело. Мы одержали большую победу в полном смысле этого слова. А теперь неплохо бы немного подумать о пути, который повел нас к этой победе. На мой взгляд, победа Азербайджана за 44 дня - это сочетание нескольких факторов. Главной причиной было единство народа. Это единство сохранялось от начала и до конца войны. От рядового солдата до генерала и до Верховного главнокомандующего - вся армия обладала непоколебимым духом и большой уверенностью в победе. Даже если бы эти два фактора присутствовали, без третьего фактора, о котором я сейчас скажу, мы бы не выиграли - воли главы государства. Он принимал решение. В истории много фактов, что и народ готов и армия готова, а командующий не может решиться.
Мы обычные люди, смотрим на процесс со стороны. Вся ответственность лежит на лице, принимающем решение. Это чрезвычайно сложный вопрос. Он должен точно рассчитать результат. Будущее государства, нации, ответственность перед народом, можно ли удержать власть... Не каждый может взять на себя такую ответственность.
В-четвертых, братская Турция является для нас большой поддержкой во всех смыслах. В-пятых, нейтралитет России. Наша победа стала результатом сочетания этих 5 факторов.
- Как вы оцениваете 44-дневную Отечественную войну, которую вел Азербайджан и завершился победой? Не было ли для вас неожиданным, что Россия заняла позицию по этому вопросу даже на стороне Азербайджана? Но дело в том, что от начала и до конца войны у азербайджанской общественности не было однозначного мнения о позиции России. Многие утверждали, что Россия не потерпит этой войны. Вскоре она вмешается, и война прекратится. Проявила ли Россия терпение в продлении этой войны и освобождении Азербайджана от оккупации?
- Напомню еще раз: я уже 20 лет говорю, что если мы начнем широкомасштабные военные действия, Россия останется нейтральной. Так и случилось. Когда мы говорим «Россия», мы, конечно же имеем ввиду ее лидера. Поверьте, с тех пор, как он пришел к власти, он пытается решить эту проблему без войны. Эти слова я говорю вам со всей ответственностью. Мирным путем вернуть оккупированные и всемирно признанные исторические территории Азербайджана...
Уже 20 лет он пытается решить вопрос путем переговоров. Но когда он увидел, что это невозможно, у России не было другого выбора, кроме как оставаться нейтральной. Потому что Карабах признан во всем мире территорией Азербайджана.
- Насколько личность Пашиняна повлияла на позицию России в войне?
- Вы помните, когда он пришел к власти, когда все в Баку проклинали его, я сказал не надо его ругать, он нам понадобится. Зачем? Потому что я мог видеть, насколько глупую политику. Результат очевиден . Армяне были очень уверены, что Россия не даст Азербайджану возможности освободить свои земли от оккупации. Они не верили, что Россия откажется вмешиваться. Но случилось именно так.
- Как вы оцениваете прибытие в Карабах военного контингента в качестве миротворцев. Действительно ли Россия оккупировала Карабах? Мог ли она иметь такой план, страсть, желание?
- Лично я, как и все, не хотел бы, чтобы на моей родине была иностранная армия. Я против появления на азербайджанской земле любого иностранного солдата.
Но есть желание и мечта, и есть реальность.
- Жириновский уже много лет говорит, что турецкие республики образовывают Туран...
- У нас Жириновский так популярен ... Никто в России не воспринимает его всерьез. Мы тоже не должны воспринимать его всерьез. Я хочу вернуться к вопросу о миротворческих силах. Как я уже сказал, я не хочу видеть в Азербайджане армию какой-либо страны. Реальность такова, что в нашей стране есть миротворцы. Теперь скажите мне, на протяжении всей войны, от Соединенных Штатов до небольшого государства, проявляющего интерес к региону, даже до Организации Объединенных Наций, какая страна или организация вносили реальное предложение о размещении миротворческих сил в Карабахе?
- ООН сделала предложение Финляндии, но они отказались.
- В Финляндии нет армии, там есть только полиция. Был просто поверхностный разговор, и все. Кто мог заполнить пустоту в такое время? Конечно, Россия. Мы сейчас сталкиваемся с этим миротворческим фактом. Теперь мы должны думать, что нужно делать, чтобы эти войска покинули Азербайджан раньше срока или как только придет время - четыре с половиной года спустя? Давайте подумаем, когда уйдут миротворцы? Должны ли мы относиться к ним хорошо или раздражать их и объявлять врагами весь русский народ? Если мы выберем второй вариант, они найдут повод и продлят 5-летний срок. Оно нам нужно?
- Как вы думаете, сейчас наша дорога в Ханкенди, Ходжалы и на оккупированные территории полностью закрыта?
- Миротворцы должны покинуть Карабах, чтобы открыть нам путь в те места. Мы должны сделать все возможное, а главное - с умом.
- Это сложный процесс ... В документе также говорится, что Россия может продлить миссию еще на 5 лет, если захочет одна из сторон.
- Допустим, что миротворцы не пришли. Что бы случилось?
- Наша армия продвинулась бы.
- А что потом? Как далеко?
Вы помните, что Пашинян подчеркивал в своих интервью во время войны, видя стремительный прогресс азербайджанской армии? Во всем мире ходили слухи, что Азербайджан и Турция объединились и уничтожают армян, а армяне переживают второй турецкий геноцид после 1915 года. Армяне пытались убедить мировую общественность в этой лжи. Если мы продвинулись бы, поверьте, мир услышал бы армян. Заявления, санкции ... Запад объединился бы переселил бы армян в Карабах. Представьте, что и мы там и армяне. Западная команда привезла бы в Карабах миротворческую миссию. Последствия сложно предсказать. И мы весь мир видел, что эта миротворческая миссия делает в Восточной Европе. Освобождение земель от оккупации - длительный процесс. Мы завершили один этап. Мы успешно его завершили. Благодаря нашим храбрым сыновьям мы освободили от оккупации значительную часть нашей территории.
- Вы подчеркнули, что Турция поддерживала Азербайджан во время войны. Как вы оцениваете турецко-российские отношения? Но можно ли создать на каком-либо уровне турецко-азербайджано-российский союз, благодаря которому важность Армении для России на Кавказе уменьшится, а значение Азербайджана возрастет?
- Благодаря лидерам обеих стран турецко-российские отношения достигли сегодняшней стадии. Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган пришли к власти с очень короткой разницей во времени. Оба лидера понимали, что эти две великие державы должны действовать вместе в регионе. Народы сближались, торговля налаживалась, туризм расширялся, а турецкие компании закреплялись в строительном секторе России. Ситуация была такова, что межгосударственные отношения отставали от международных. Увидев, что народы очень хорошо понимают друг друга и налажено сотрудничество, оба лидера решили поднять дипломатические отношения до этого уровня, и это был очень позитивный шаг.
Однажды, когда мы обсуждали турецко-российские отношения с Путиным, я сказал: вы знаете, сколько русских девушек вышли замуж за турок?
На тот момент министерство юстиции Турции опубликовало отчет, согласно которому было заключено уже более 20 тысяч браков. Это были официальный браки. Неформальных браков было, наверное, вдвое больше ... Он сказал, что использует этот факт в переговорах с президентом Эрдоганом. Вы знаете, это сближение идет на пользу обеим странам. Турция получает миллиарды от российских туристов, а Россия является крупным рынком турецкой сельскохозяйственной продукции, текстиля и строительства.